pavelrudnev (pavelrudnev) wrote,
pavelrudnev
pavelrudnev

Category:

CATS. Московский дворец молодежи. 18 марта

Вспомнил забытый со времен "Досуга" и очень любимый мною жанр театральных анонсов.

Мартовский хор
В московском Дворце молодежи с середины марта будут играть всемирно известный мюзикл "Cats"

Теперь надо сказать правду. Именно "Кошки" Эндрю Ллойда Уэббера пробудили в России волю к новому жанру, ведь им посчастливилось быть первыми. Еще звероподобная организация по имени Госконцерт на заре новой жизни, в каком-то там 1988 году, привезла в столицу на десять дней настоящих буржуазных "Кошек" из Вены, из театра "Ан дер Вин". Это было еще в то время, когда билет в театр не имел цены, приравнивался к натуральному продукту, который можно было обменять на другую качественную услугу.
Тогда "Кошки" были первыми. Теперь они приходят в другую страну - сытую и мюзиклами пресытившуюся, не готовую, скажем прямо, испытывать сочувствие к шабашу голодных и драных, но отвязных и "хиппующих" кошек. Это мюзикл свободы и сочувствия, в котором законсервированы ценности 60-х, европейской "эпохи цветов" с ее интересом к дну жизни, где на свалках цивилизации подрастают жизнеспособные ростки.
Единственное, что оправдывает появление старенького мюзикла "Cats" в России сегодня, - это забавная PR-фишка с запуском шоу в марте, самом кошачьем месяце, месяце кошачьих концертов. Сюжет Томаса Стирнза Элиота строится вокруг кошачьего бала, бала Железных Котов (Jellicle Ball), "ночи на Лысой горе", когда усатые и полосатые собираются обсудить свою несчастную "собачью жизнь" и поведать миру о горестях безродного существования.
Лондонская премьера 1981 года мюзикла "Cats" для Эндрю Ллойда Уэббера ознаменовала переход в статус легенд мирового театра. До "Кошек" Уэббер ходил в "певцах одной песни" - "Иисуса Христа Суперзвезды", и даже гениальная, но чересчур политизированная "Эвита" не смогла изменить ход вещей. От "Иисуса" до "Кошек" более десяти лет Уэббер неизменно проваливался, а до "Призрака Оперы", укрепившего навечно гениальность британца, было еще очень далеко. В "Кошках" Эндрю Ллойд Уэббер, который уже начал считать себя неудачником и решил попивать горькую, впервые отказывается от сотрудничества с поэтом-любителем Тимом Райсом, соавтором своих предыдущих мюзиклов. Очевидно, что необходимую энергию для возрождения своего таланта сообщил Эндрю величайший поэт Америки Томас Стирнз Элиот. Возвращаясь с американского тура "Иисуса", Уэббер случайно приобретает в аэропорту поэму Элиота "Популярная наука о кошках, написанная Старым Опоссумом". Детская книжка 1938 года, предмет досуга серьезнейшего поэта, стала поводом к мысли о новом семейном мюзикле. С помощью популярной детской литературы Эндрю Уэббер, увы, смог разлучиться со своей молодостью.
Весь "Cats" в сущности - это серия монологов, одиночных арий, где дамы и господа кошачьего полусвета излагают свои житейские позиции. Такая форма подачи чрезвычайно эффектна для театра - сохраняя принцип кордебалета, многолюдного кошачьего царства, она выделяет из толпы целую массу героев, имеющих свои пять минут славы.
Толстячок Бустофер Джонс, кот-судья по ветхозаветной кличке Второзаконие, такой старый, что похоронил девять жен, привереда Рам-Там Тигр, актер Гус, театральный романтический кот, два комика и ужасающих хулигана Мангоджерри и Рамплтизер, мистическая кошара Мистер Мистофелис, железнодорожный кот-обормот Скимбл, бандит и оторва Макавити.
Главная кошка в "Cats" - потрепанная и нищая Гризабелла, то ли шлюха, то ли странница с суицидальными наклонностями. Принадлежащая всем и никому, Гризабелла покоряет кошачий суд историей своей жизни, и именно ее, королеву ночи, старый кот Второзаконие награждает правом прожить жизнь еще раз. Гризабелла с лунным сиянием в глазах дарует всем котам надежду: она хранит память о былой любви, о чем Гризабелла дважды за мюзикл поет душераздирающий хит "Memory", самую узнаваемую мелодию из "Cats".
Музыка в "Кошках" без преувеличения фантастическая. Пестрая, шумная, наглая, бодрая, рваная и веселая. Эффект от музыкальной разноголосицы "Cats" можно сравнить с шумом, который издает ватага школьников, вываливающихся из душной аудитории на школьный двор - с пылью, криком, драчками и постоянным шевелением застоявшихся членов. Играя в "кошки", труппа превращается в звериное лесное братство, моментально забывшее человеческие условности и запреты. "Кошки" у Уэббера - лидер по количеству различных музыкальных тем, объединенных единым жанром джаз-рока. Здесь можно услышать и знаменитые уэбберовские фанфары, и пуччиниевские созвучия, и хеви-металлический перестук ударных, и разухабистые свинги, и басовые руллады.
Дизайн "Cats"- один из самых узнаваемых в мире. Нечто среднее между хиппозной развязностью, светскими королями эпохи "The Beatles" и театральной роскошью Бродвея и Вест-Энда. В "Кошках" слились агрессивная и революционная хиппи-энергия и верхи истеблишмента, соскучившегося по уличной свободе.
Желтые глазки в черном постере - зенки кошачьего дьявола Макавити, толстый слой грима на актерских лицах, мочалки вместо париков, вырезанные на лицах актеров коварные кошачьи улыбки, нарисованные усики и спорадические точечки на лицах, специфическая "пьяная" пластика, "кошачьи" гетры на ногах и походка на полусогнутых, руки актеров, "переломленные" в локтях, с растопыренными пальцами - это стиль "Cats". Он был внедрен с самой первой лондонской премьеры, на которую, кстати, пригласили настоящего драматического режиссера Тревора Нанна, известного интерпретатора Шекспира и в те годы главного режиссера Королевского Шекспировского театра. Стиль "Кошек" известен всем без исключения - его, сами того не осознавая, повторяли во множестве детских утренников и детских спектаклей на всем пространство России.
Попадя в книгу рекордов Гиннесса как спектакль, выдержавший 6000 показов подряд, сыгранный для 50 миллионов зрителей в 30 стран мира, мюзикл, наконец, попадает в Россию. Сцена Дворца молодежи на "Фрунзенской" с полуторатысячным удобным залом, где он будет играться, с одной стороны, привлекательна для любых финансовых планов, но строга для расчетов. Именно здесь провалилась не рассчитанная на московского зрителя "42-ая улица" и именно здесь вяло прошагал по жизни вялый и несмешной мюзикл "12 стульев". Ни одному из этих шоу не удалось победить комсомольский дух этой площадки, ее чудовищных фойе и интерьеров, пропахших духом энтузиастов-бамовцев и залитованных дискотек.
Обживать пространство поручено Егору Дружинину - и это хороший повод к оптимизму. Молодой хореограф и подвижный менеджер, опытный "мюзикльщик", бывший своим в "Чикаго", и в "12 стульях", Егор попытается воссоздать ностальгическую атмосферу 1980-х через "Cats" - культурный памятник своей эпохи. Текст либретто будет переведен Алексеем Кортневым, парики выпишут из Королевства Великобритания, а курировать мюзикл приедет сами Джиллиан Линн, хореограф, придумавший знаменитую кошачью пластику. Мюзикл стартует 18 марта.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Старт Ап

    В блоге для начинающих критиков "Старт Ап" СТД РФ - новая публикация. Анастасия Жукова пишет о спектакле «День отдыха» Валентина Катаева,…

  • (no subject)

    Так уже бывало не один раз, что новый тип литературы позволял режиссеру Марине Брусникиной развернуться в другую сторону и заставлял изменить свои…

  • Лавр и Красный вольфрам

    Рассказываю на канале "Культура" о спектаклях: - “Лавр” по роману Евгения Водолазкина, режиссер Эдуард Бояков, МХАТ им. М. Горького - “Красный…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments