Хорошо учившийся театровед тут же обязан заметить: точно так же поступала и Мария Гавриловна Савина в 1895 году, когда в бенефис Савиной по ее же просьбе была в Александринском театре впервые поставлена пьеса современного драматурга Льва Толстого "Власть тьмы".
Тогда чулки с грязевыми разводами на босых ногах 44-летней актрисы императорского театра, выходящей в роли крестьянки в документальной драме Толстого, - были верхом представлений театральной публики о реализме на сценической площадке. Крестьянская среда, натуральная, сермяжная, на императорской сцене! Тогда, 112 лет назад, эти откровенные (пусть и грязные) чулки на недурных ножках хорошенькой босоногой актрисы, были театральной новацией, будоражившей публику.
Сегодня чулки с грязевыми разводами на теле артиста выглядят очень смешной и наивной, неосознанной пародией на реализм, на Льва Толстого и на сам нынешний Малый театр, допускающий такие исторические "рукопожатия", чтобы "поддержать традицию".
В области достоверности, натурализма, документальности современный театр ушел далеко вперед. И теперь, чтобы сыграть деревенскую пьесу в Малом театре, слишком мало просто надеть на артистов чулки с грязевыми разводами и наложить голубые тени на веки. Слишком мало.
Нужно что-то менять в актерской игре, убирать этот малотеатровский пафос, умение говорить громко и четко, это умение играть на сцене для самих себя, словно бы и не замечая зрителя. Нет, не реализм случился в Малом театре - а укоренный, бурый, густой лжепафос, затыкающий пьесу Толстого в провонявшие морализмом и мессианством бутафорские валенки.
Тем обиднее неудача эта, что были ведь отличные, классичные, умные спектакли и у Соломина-режиссера, и у Малого театра, каким он сегодня сложился. Здесь, на территории толстовского натурализма, Малый театр ожидал закономерный провал. Малому театру нужно замечать жизнь, творящуюся вокруг, даже для того, чтобы поставить Льва Толстого. Нужно замечать новый, другой театр. Нужно замечать новые сценические технологии, которые далеко обогнали малотеатровских артистов в деле "истины чувств и правдоподобия чувствований".