pavelrudnev (pavelrudnev) wrote,
pavelrudnev
pavelrudnev

Это

В России это теперь, с легкой руки Esquire, называется "расплывающееся рождество" - импотенция и паралич страны с 15 декабря по 15 января.

На Украине это называют круче - "украинский рамадан". Поскольку церквей на Украине много, католическое, православное и униатское рождество захватывает в свое праздничное мессиво гораздо больший срок: с 1 декабря по 15 января.

В одной из своих самых блистательных статей "Вопросы русского труда" Василий Розанов пишет об этом так:

Болен ли труд русский? Об этом нечего и спрашивать. Девять десятых русского упадка объясняются именно этою болезнью, - исключительно. Невозможно представить себе того поистине "преображения", поистине "воскресения", какое наступило бы в каждом маленьком кусочке русской деятельности, и, наконец, в картине всей страны, если бы вдруг в русском человеке пробудилась жадность к работе, жажда работы, скука без работы, тоска по работе. /.../ По энергии, заложенной в него, человек бесконечен; но - пока не болен. В больном человеке все плюсы обращаются в минусы: он не только никого не кормит, но смотрит, кто бы его прокормил. /.../
Сказать, что трудящихся у нас приходится половина на половину, - много. Приходится на двоих трудящихся восемь полутрудящихся и вовсе не трудящихся, "отлынивающих от работы", или "околачивающихся" около чужой работы. Создались особые народные термины для ничегонеделания, довольно милые и ласкающие. Тунеядец у нас нисколько не презрен: что это нищий и тайный вор - хоть и знают все, но "отпускают ему вину его" ради милого характера и вообще разных бытовых качеств. /.../ Ленивая мысль конечно скажет, что это "злой помещик обобрал доброго крестьянина", но если принять во внимание, что самого помещика непременно кто-нибудь обирает, что и он "захудалый человек", валящийся на бок, то мысль сколько-нибудь деятельная и честностная объяснит это тем, что и мужик, и барин - обои "валились на бок", иногда валились друг на друга и задавливали, но задавливали именно ленивого своею стороною, своим разорением, нищетой, убогостью. /.../ Это какой-то закон, какая-то психика, какое-то "упоение" России. "Гуляй, матушка душа". Решительно, это не только вошло в нравы, но это вошло в поэзию страны.
И что страшно, то это то, что здесь нельзя отрицать поэзии: как-то народный дух так изогнулся, пошел в такую "кривую", отыскал такую диалектику, что действительно это явно порочное состояние, невозможное, разбойное, окуталось в дымку поэзии, привлекательности. Помните студента, шесть лет сидящего в университете и по-видимому не собирающегося кончать курса, в "Вишневом саду" Чехова: он до того ленив и ни к чему не способен, что даже не может найти своих резиновых калош, и ему их отыскивает и бросает в прихожую барышня. Да в "Вишневом саду" и все валятся на бок: тут уже не 8 на десять ленивцев, а все десять - ленивы, стары, убоги и никому не нужны. Но и весь "Вишневый сад" поэтичен; а этот студент - прямо мил. Почему? Что это? Какая-то начинающаяся Корея, "страна утренней тишины и спокойствия"? Или вторая Испания, до вторжения в нее французов и англичан: страна красивых, нищих и поэтических бродяг?..

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments