4 дня
Вернулся из феерической поездки. В общей сложности маршрут выглядел так: Киев - Фастов - Полтава - Харьков - Воронеж. Где-то просто гулял, где-то по работе. В Киеве застал два дня грандиозного события в жизни контркультурной Украины - фестиваль "Гогольfest" в Мистецьком Арсенале, которые затеял и провел частным бюджетом Влад Троицкий. Он привез впервые в Киев "АХЕ" и "Дерево", Володю Панкова с нашим "Гоголем". Но мне был, разумеется, интересен украинский театр и я увидел два отменных спектакля береговской труппы, которую когда-то лет 15 назад, еще студентом видел на гастролях в Москве - "Убийство в соборе" Элиота, "Декамерон" и еще что-то.
Теперь могучий, выдающийся украино-венгерский режиссер Аттила Виднянский из закарпатского театра города Берегово показал мощнейший, фантастичный, сногсшибающий спектакль "Три сестры", как водится, на венгерском языке, где действие начинается с третьего акта, потом идет первый, второй и четвертый. Идет два двадцать, но все уместилось каким-то образом. Мы видели спектакль с Витей Рыжаковым (его "Гроза" из Дебрецена шла на следующий день, но я не застал) и потом помолчали, покачали головой от немоты и восторга. Я разумеется отпишу текст, но самое важное, что можно сказать сейчас: Аттила делает внесценическую дуэль Тузенбаха и Соленого сценической, и, пожалуй, впервые я кожей почувствовал, что на самом деле происходит в финале "Трех сестер", какой абсурдный это сюжет, когда в провинциальном городе двое совершенно не романтических, здоровых мужчин готовы уничтожить друг друга на глазах очень близких им людей. Еще герои сладострастно пожирают сахарную Москву и рассматривают Кремль в систему увеличительных стекол, пытаясь ее к себе приблизить. Еще Береговский театр со спаянной Аттилой Виднянским, монолитной труппой показал весьма и весьма изящный спектакль Влада Троицкого "Гамлет. Смерть-сон", полный мистицизма и ритуала. Идея Троицкого - зомбированный Гамлет, сеющий смерть, окруженный ведьмовством, душевным мраком и зловещим музыкальным шумом.
Затем была лекция Клима, на которую с утра пораньше собрались человек 250-300. Я изумился и порадовался. И после нашего отлично прошедшего 9 мая климовского спектакля из Челябинска и после этого мастер-класса я вновь серьезно увлечен этой значительной фигурой современного театра. Клим пытается сколотить современный моралитэтный театр, задает непростые нравственные вопросы, только не суровый моралитэтный театр, а по-славянски сентиментальный. "Я потомственный сельский учитель и только", - говорит Клим и в эти слова я почему-то верю. Думаю, что осенью мы этот мастер-класс покажем в ЦИМе. Ну ведь придет человек 300, ведь правда? Кому еще читать лекции, если не этому страннику, связующему звену между театром Анатолия Эфроса и современностью.
Фото фантастического фастовского костела выложу, а также Полтаву - очень красивые места, хоть и был там по часу. В Харькове встретился с друзьями, многое наметили. Планируется крупный театральный фестиваль, и это славно и отрадно. Все развивается и пышнеет.
На ночном автобусе приехал в Воронеж. Днем опонировал в Воронежском университете кандидатскую диссертацию Виктора Борзенко по российским театральным журналам за огромный период 1808-1991 годов. У меня случилось прекрасное, но короткое возвращение в научную среду - прямо ностальгия и завидки взяли, что не могу здесь в Москве по-прежнему, как раньше, заниматься наукой, в библотеку и в архивы ходить. Ужасно это жалко, и вместе с тем совершенно невозможно. А защита была долгая и подробная, очень серьезная и боевая, неформальная. Другой оппонент был из Краснодара, профессор Факторович. Руководителем был доктор Акопов, который работает одновременно в Ростове-на-Дону, Тольятти и Воронеже. Были люди из Тамбова и Москвы. Чудные люди, чудная среда. А диссертация - серьезная, огромная, фундированная, перенасыщенная сведениями и фактами. Виктор собрал уникальный материал, структурировал его и вообще огромный молодец, что пустился в эту тему и сделал мощную, крепкую, поистину научную, собирательскую работу. Будет время - обязательно процитирую здесь какие-то положения его текста, расскажу про исторические факты, который нарыл Борзенко.
Особое приключение - это ночной переезд из Харькова в Воронеж через Белгород и Старый Оскол в переполненном автобусе. Сильное впечатление оставил таможенный пункт на границе в местечке по имени Нехотеевка. Как выгружали из автобуса, как проходили досмотр. Эти лица, эта серьезность. Одного пассажира потом в Старом Осколе сняли с рейса за нарушение режима миграции.