Categories:

Диссертация Виктора Борзенко

В мае я ездил в Воронежский университет оппонировать кандидатской диссертации Виктора Борзенко viktor_journ на тему "Российская театральная журналистика 1808-1991 гг." Защита прошла блестяще, и молодой театральный критик, который сейчас работает в "Новых известиях", стал кандидатом филологических наук. Работа его - поистине серьезна и вдумчива, содержит массу исторических фактов, результатов скрупулезного исследования. Это исследование всей театральной периодики России - от момента ее зарождения до распада СССР. Обычно диссертации пишут о периоде в десятилетие. Здесь Виктор замахнулся на почти 200 лет театральной истории.
Крайне важно, что эта работа появилась именно сегодня. Социальная реальность, наша театральная внутрикорпоративная ситуация, потребности театра буквально выдавливают журнальную театральную мысль из списка необходимостей, из потребительской корзины театра. Может быть, впервые за ту историю, которую воспроизвел Виктор Борзенко, ставится вопрос: «А нужны ли вообще театральные журналы театральному сообществу? Те, которые есть, но даже и те, которые могли бы быть. Другими словами, работа по типологическому обзору театральной периодики написана Виктором Борзенко в момент приближения к абсолютному нулю, к жирному знаку вопроса, к сомнению. Много еще чего можно было бы сказать, но будет скучно тем, кто не читал работу.

Я обещал дать несколько самых интересных фактов из этой диссертации. Вот они.

  • Первым театральным журналом в России был журнал на экспорт. Журнал "Русский театрал" (Russische Theatralen) 1784 года издавал артист петербургской немецкой труппы Зауервейд. Его цель - знакомить читателей Западной Европы с успехами молодого российского театра. Вышло три номера. Журнал печатал пьесы, статьи по истории немецкого театра в России, другие сведения об иностранных (французской, итальянской, др.) труппах в Петербурге. Трудно сегодня осознать целесообразность такого журнала и степень интереса Запада к развитию русского театра. Очевидно, это издание было своего рода живым дневником для родственников и знакомых артистов.
  • В Петербурге в 1910-1912 гг. издавалась газета "Эхо спорта и театра". Правда, о театре там не было ни слова.
  • В первом театральном объявлении в российских газетах (Санкт-Петербургские ведомости, 1729) значится такой анонс: "При сем чинится известно, что здешние Французские комедианты заутро, то есть в среду 17 дня сего месяца ради щастливого рождения тамошнего Принца безденежно играть будут, и к тому же всех охотников призывают. Во оной комедии будут представлены ле Педан скрупулез, или совестливый школьный мастер, а по комедии будет представлен обманутый охотник".
  • В 1733 году в "Примечаниях на Ведомости" опубликована теоретическая работа "О позорищных играх или комедиях и трагедиях". Старославянское слово "позор" в отношении зрелища мелькнуло на заре российского театра и потом более не упоминалось, но осталось в лексиконе балканских народов.
  • Из одной статьи 1808 года: "Усовершение нашего театра нечувствительно переменило образ мыслей наших ремесленников: тот из них, который за несколько лет пред сим, имея излишние деньги, пошел бы в буйстве убивать и время и здоровье, идет теперь в театр."
  • Первые театральные журналы начала 1800-х гг. имели практику публиковать объявления о привлечении авторов из круга читателей и зрителей. То, что сегодня не делает никто. Оно и понятно: злое семя театральной критики еще не произросло. Таким образом, журналы, например, собирали информацию об артистах дожурнальной эпохи. Простые зрители писали биографии актеров, о которых не было и не могло быть печатных сведений. Это можно сравнить с интернетом: о Константине Хабенском здесь можно в сотни раз больше, чем о Михаиле Щепкине, которому не повезло жить в эпоху без интернета.
  • К 1840-м годам становится модной критика публики, "театральные разъезды". В отставании театра стали винить отставание общества. В те же годы в столичных театральных журналах начинают постепенно появляться корреспонденции из театров России.
  • Известно, что XIX век был богат (не в пример нашему) на периодические театральные издания, публиковавшие пьесы. Но если сегодня журнал "Современная драматургия" взял за принцип публиковать пьесы ДО премьеры, то издания XIX века публиковали пьесы ПОСЛЕ премьеры. То есть целью издания была не ярмарка пьес, а возможность простому читателю ознакомиться с текстом после просмотра спектакля. Публика XIX века любила читать пьесы.
  • Афиши императорских театров (которые можно было получать по рассылке) служили в провинции доказателством того, какой репертуар разрешен в столице. Местный полицмейстер, сверяясь с афишами, принимал решение, утверждать спектакль или нет. Причем московские афиши были либеральнее петербургских.
  • Цензура на критику артистов императорских театров (благодаря ей, мы, к примеру, имеем от некоторых ролей Мочалова только название и более ничего) была официально отменена в 1862 году (имеется в виду, что раньше существовал запрет на высказывание каких-либо оценок артистов императорских театров, а позже вся театральная критика подвергалась предварительной цензуре перед опубликованием). Тем не менее, в 1863 и 1872-73 театральные журналы вообще не выходили по цензурным соображениям.
  • В 1879 году один автор записывает: "Без театра немыслима теперь жизнь сколько-нибудь сносного города. Все, что касается театра, интересует публику чрезвычайно".
  • В 1894 и 1895 гг. выходил "Справочный листок сценических деятелей". Он содержал в себе справки об артистах России с их контактными данными (ими поданные рекламные объявления) и выходил в Великий Пост - именно в то время, когда заключались ангажементы на будущий сезон. Журнал, помогающий миграции.
  • В 1900-е годы, когда театральная критика стала жанром ежедневной общественно-политической прессы, Федор Комиссаржевский записывает: "Я считаю, что в настоящее время количество публики в театре зависит от качества рецензий".
  • Вся театральная периодика, появившаяся после Октябрьской революции в огромных количествах и посвященная революционным преобразованиям в театре, была свернута к 1922-1924 годам. Это многообразие заменилось бюллетенями и рекомендательной литературой. А вскоре, в 1937 году, ее заменил журнал "Театр" - толстый, главный, идеологический и единственный.
  • Среди этих изданий, были фантастические образчики. Например, в Великом Устюге (!!!) издавался журнал с названием не много, не мало, а "Пролетарское искусство". А в 1919 году выходило издание "Бюллетень Каргопольского народного театра". Вот интересно, есть ли теперь в Каргополе театр - хотя бы народный и издает ли он свой "бюллетень". В Витебске издавалась газета "Курьер театральных служащих". В Туле издавался журнал "Тульский зритель". Ну и, конечно, к числу изумительных раритетов надо причислить известный журнал "Бирюч Петроградских государственных театров". Новая республика пыталась изменить язык, и в названии журнала пролезло забытое и поныне славянское слово "бирюч", то есть "вестник".
  • Журнал "Современный театр" в 1929 году писал: "Рабкоры дружно ратуют за сохранение в нашем репертуаре классиков, но предлагают отбирать пьесы обдуманно, а главное, с таким расчетом, чтобы через показ классической пьесы обнаруживались отрицательные, отталкивающие стороны старого мира. /.../ Увлечение классиками в такую эпоху и в таких дозах советская театральная общественность должна подвергнуть самой жесткой критике". В 1931-1933 годах издавался журнал "Репертуарно-инструктивные письма".
  • Подточенный системой Леонид Леонов в журнале "Театр" 1946 года проводил идею запрещения в пьесах права предоставлять слово врагу. "В какой степени автор имеет право - и вообще обладает ли он этим правом! - предоставлять в своем произведении слово врагу. Исходят из того, что в основе сюжета всегда лежит некая борьба, и раз имеется налицо положительный персонаж, то неминуемо должен существовать в пределах произведения и его антипод, противник... Волей-неволей, перед тем как рухнуть в последнем действии, где-нибудь этот антипод да и разговорится. Мне представляется, происходит это порою от авторского бессилия показать действительное соотношение положительных и отрицательных сил в жизни".
  • Интересно, что еще в 1972 году журнал "Театр" писал об "обесценивании театральной критики как газетного жанра". Еще были живы и активно писали в газетах все те, кем сейчас попрекают современную газетную театральную критику.