pavelrudnev (pavelrudnev) wrote,
pavelrudnev
pavelrudnev

Новая газета, 13.07.2008

Точная статья о ценообразовании в столичных театрах в сравнении с западным опытом и, как следствие, потере интеллектуального зрителя из-за непомерно высоких цен. О ценовой сегрегации зрителей и ориентации на платежеспособных. Единственное, что хочу сказать вослед выводам журналистки, - театры, повышающие цены, пытаются только лишь приблизить расходы театрального организма к нулю, а заодно удержать первоклассную труппу. На театре никто не наживается в России, даже ниже указанные театры. Весь вопрос только в бессмысленности любого производства в стране и бездарной экономической политики государства в области культуры. Поэтому кто может - выживает, остальные - прозябают.

Далее статья Яны Науменко:

Ложи — блещут

Почему цены на театральные билеты в Москве в пять раз дороже парижских




Интерес к театру пропадает? По данным ВЦИОМа, 33% опрошенных в последние 5—10 лет перестали ходить на спектакли. «Слишком дорогие билеты», — считают 14% респондентов. Есть и другие причины, но разберем эту, важнейшую — в цифрах.

Да, крупнейшие театры Москвы предлагают билеты скромной ценовой категории: 100, 200, 300 рублей. Гостеприимен МХАТ им. Горького: цены на билеты — от 100 рублей до 1000. Но художественное качество этого театра заставляет подозревать: умеренность театра на Тверском — почти жест отчаяния.

А что у грандов? «Сатирикон» оценивает свои лучшие места в 2000 рублей, «Табакерка» и «Ленком» останавливаются на 2500. Цены на некоторые спектакли МХТ им. Чехова доходят до 3000 рублей.

То есть качественный драматический театр в Москве перегнал коммерческие ремейки западных мюзиклов: билеты VIP-сектора на новый мюзикл «Красавица и чудовище» будут стоить 2500 рублей.

Между тем Запад выработал целую систему театрального ценообразования, где погоня за длинным рублем ограничена пониманием в том числе и социальной роли театра. Стоимость билетов в легендарный «Одеон» не превышает 30 € (~1110 рублей). В парижском театре Питера Брука Bouffes du Nord самый дорогой билет стоит 24 € (~888 рублей). «Пикколо ди Милано», осененный именем Джорджо Стрелера, — 35 € (~1295). Королевский Шекспировский театр Лондона — 30 ? (~1410). Лондонский Royal Cour, главный театр «новой европейской драмы» — от 25 до 50 фунтов стерлингов. Причем администрация «изобретательна в скидках»: так, по понедельникам все билеты стоят 10 ?.

Берлин, Schaubuehne-am-Leniner-Platz, театр Томаса Остермайера (а когда-то — театр Петера Штайна). Там при покупке за несколько дней билеты стоят 11—28 €. (Перед самым спектаклем — до 38 €.) И снова масса скидок. Студенческие и школьные компании свыше шести душ попадут в этот театр за 6—7 евро. Ежемесячно у публики Остермайера, можно сказать, бенефис: в один из дней все билеты в Schaubuehnе продаются за 50% стоимости.

Впрочем, так у всех. На сайте каждого серьезного драматического театра Европы есть льготные цены на билеты «для студентов», «для групп», «для безработных». У нас перед окошком кассира равны все: учащиеся, пенсионеры, преподаватели, театральные критики.

А что с фестивалями? Примерно то же. Идет Авиньонский фестиваль-2008, в августе главной сценой континента станет Эдинбург. В Авиньоне стоимость билетов 20 — 36 € (~ 740 — 1110 рублей). Есть 50%-ная скидка для студентов и профессиональных актеров из малых театров обширной «офф-программы» Авиньона.

В Эдинбурге цены обещают быть выше. Доброжелательная графа from содержит цифры 5, 8, 15, 17 ? (~235, 376, 705, 799 рублей).

Однако на Чеховском фестивале-2007 цены на билеты начинались от 1000 рублей и доходили до 4000—5000. Таким образом, в Москве те же спектакли того же Питера Брука поднимались в цене — по верхней ее границе — ровно в 5 раз.

И что же получается? За свои 200—400 рублей московский студент, аспирант, учитель может попасть (за редкими исключениями) лишь в посредственный или в откровенно плохой театр. Иногда — в театр, просто оскорбляющий достоинство «неплатежеспособного» зрителя. Вот этим, высказанным без слов: «Тебе сюда. На лучшее ты, брат, не зарабатываешь».

Но откровенная селекция зрителя «по деньгам» приводит к уходу из зала лучших. Европа прилагает массу усилий, чтоб избежать такой ситуации. И именно этот опыт, позволивший бы вернуть зрителя в театр, мы не перенимаем. Для нас по-прежнему искусство делать деньги — важнейшее из искусств.

Яна Науменко


13.07.2008

Ссылка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments