Наш легендарный техдиректор и завпост Сергей Даниленко пришел с вернисажа выставки "Итоги сезона" (декорации, макеты, костюмы и проч. - каждый год сценографический кабинет СТД собирает) с фразой: "Да, искусство макета умирает".
И тут я внезапно понял, что есть такая проблема в театре. Раньше не задумывался. Вот известная риторика: глобализация, высокие технологии, массовое производство уничтожают традиционные ремесла. Вместо кукольных и рисованных мультфильмов - японское аниме. Вместо натурных съемок - рисованные спецэффекты. Вместо человеческого общения - интернет-мессенджеры. Вместо похода в библиотеку - надерганные факты из интернета. Вместо молока - восстановленный напиток из порошка. Вместо фруктового сока - E241.
Казалось бы, театра эта риторика не касается. Суть театра - живой актер на сцене для ограниченного круга зрителей. Никакой подмены. Нет повода к подмене. Живого актера ничем не заменишь.
А вот Даниленко говорит, что есть. Макет постепенно заменяется 3D-графикой. Костюмы рисуются на компьютере, а не составляются из кусочков тканей или рисуются гуашью.
Та же проблема есть в критике. Скажем, текст, написанный от руки или отпечатанный на машинке, по определению обладает большей цельностью, большей степенью продуманности, чем текст, отбарабаненный в Word. Потому что когда текст переписывается/перепечатывается целиком, то он и мыслится целиком. А в Word'e я могу сперва написать середину, затем начало, затем финал, а потом еще добавлять абзацы или переставлять местами куски. Я занимаюсь нарезкой текста, а не плавным изложением того, что я придумал в своей голове. В результате я теряю контроль над целым. Я много раз замечал это свойство.
Искусство макета - когда декорация в уменьшенном масштабе лепилась из подручных средств - эта самая булгаковская "коробочка", над которой режиссер придумывает спектакль еще до встречи с артистами, - позволяла взглянуть на сцену целиком, понять масштабы, соотношения, выше-ниже, можно было посмотреть на коробочку издалека и вблизи, на ее фасад или в прострел по диагонали. Можно было подвигать элементы декорации. Все это возможно и в 3D-симуляторе. Но уходят объем, тактильные ощущения. Уходит тот кукольный мир, с которого начинается изобретение спектакля. Так или иначе компьютерный макет превращается в имитацию, но не в замену макета целиком.
Понятно, что не все работают с 3D-симуляторами и не все художники рисуют костюмы в Adobe Photoshop, а также не все, кто перешел на компьютер, делают это плохо, но проблема эта есть. Тем более в ситуации, когда известные сценографы делают по 10-12 спектаклей в сезон, как известно. Где уж тут до макета.
Искусство макета умирает
-
"Звездопад", театр Ведогонь и "Без вины виноватые", Губернский театр
«Без вины виноватые» Александра Островского, режиссер Вероника Вигг, Губернский театр «Звездопад» по Виктору…
-
Старт Ап / Игорь Пехович
В блоге для начинающих театральных критиков журнала "Театрал" - новая публикация. Ирина Пекарская предлагает прочесть беседу с…
-
Гнет разума
(с) Зинаида Серебрякова. Портрет Жени Серебрякова. 1909 У Фрейда в «Остроумии и его отношении с бессознательным» (1905) есть такие…
- Post a new comment
- 17 comments
- Post a new comment
- 17 comments
-
"Звездопад", театр Ведогонь и "Без вины виноватые", Губернский театр
«Без вины виноватые» Александра Островского, режиссер Вероника Вигг, Губернский театр «Звездопад» по Виктору…
-
Старт Ап / Игорь Пехович
В блоге для начинающих театральных критиков журнала "Театрал" - новая публикация. Ирина Пекарская предлагает прочесть беседу с…
-
Гнет разума
(с) Зинаида Серебрякова. Портрет Жени Серебрякова. 1909 У Фрейда в «Остроумии и его отношении с бессознательным» (1905) есть такие…