pavelrudnev (pavelrudnev) wrote,
pavelrudnev
pavelrudnev

Искусство макета умирает

Наш легендарный техдиректор и завпост Сергей Даниленко пришел с вернисажа выставки "Итоги сезона" (декорации, макеты, костюмы и проч. - каждый год сценографический кабинет СТД собирает) с фразой: "Да, искусство макета умирает".

И тут я внезапно понял, что есть такая проблема в театре. Раньше не задумывался. Вот известная риторика: глобализация, высокие технологии, массовое производство  уничтожают традиционные ремесла. Вместо кукольных и рисованных мультфильмов - японское аниме. Вместо натурных съемок - рисованные спецэффекты. Вместо человеческого общения - интернет-мессенджеры. Вместо похода в библиотеку - надерганные факты из интернета. Вместо молока - восстановленный напиток из порошка. Вместо фруктового сока - E241.

Казалось бы, театра эта риторика не касается. Суть театра - живой актер на сцене для ограниченного круга зрителей. Никакой подмены. Нет повода к подмене. Живого актера ничем не заменишь.

А вот Даниленко говорит, что есть. Макет постепенно заменяется 3D-графикой. Костюмы рисуются на компьютере, а не составляются из кусочков тканей или рисуются гуашью.

Та же проблема есть в критике. Скажем, текст, написанный от руки или отпечатанный на машинке, по определению обладает большей цельностью, большей степенью продуманности, чем текст, отбарабаненный в Word. Потому что когда текст переписывается/перепечатывается целиком, то он и мыслится целиком. А в Word'e я могу сперва написать середину, затем начало, затем финал, а потом еще добавлять абзацы или переставлять местами куски. Я занимаюсь нарезкой текста, а не плавным изложением того, что я придумал в своей голове. В результате я теряю контроль над целым. Я много раз замечал это свойство.

Искусство макета - когда декорация в уменьшенном масштабе лепилась из подручных средств - эта самая булгаковская "коробочка", над которой режиссер придумывает спектакль еще до встречи с артистами, - позволяла взглянуть на сцену целиком, понять масштабы, соотношения, выше-ниже, можно было посмотреть на коробочку издалека и вблизи, на ее фасад или в прострел по диагонали. Можно было подвигать элементы декорации. Все это возможно и в 3D-симуляторе. Но уходят объем, тактильные ощущения. Уходит тот кукольный мир, с которого начинается изобретение спектакля. Так или иначе компьютерный макет превращается в имитацию, но не в замену макета целиком.

Понятно, что не все работают с 3D-симуляторами и не все художники рисуют костюмы в Adobe Photoshop, а также не все, кто перешел на компьютер, делают это плохо, но проблема эта есть. Тем более в ситуации, когда известные сценографы делают по 10-12 спектаклей в сезон, как известно. Где уж тут до макета.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments