pavelrudnev (pavelrudnev) wrote,
pavelrudnev
pavelrudnev

Categories:

Курышев

Я согласен: порою Сергея Курышева тяжело выносить на сцене. Его косноязычие, его проговаривание и пережевывание слов, его вихлястое сценическое поведение. Вот в "Жизни и судьбе" на него тяжело смотреть - это какой-то... немужик был, хотя на "Платонове" глаз не может оторваться от этого страдающего, изувеченного человека, снулой рыбке в цепких сетях житейской слякоти. От его мужественности, от его вязкой материальности, от присутствия тлеющей личности, которую запустили в зоопарк.

И все-таки Курышев - выдающийся артист. Он отталкивает и притягивает. Он магически воздействует на аудиторию. Я вижу работу артиста на сцене, не автоматическое воспроизведение. Вижу и артиста, и его работу. Вымучивание роли. Оттого он так и мучителен, и тячуг.

Я слушаю додинские "Бесы". Именно слушаю. Есть шестичасовая запись спектакля, сделанная как аудиокнига. Со слуха там Курышев - самый талантливый чтец. Это что-то заповедно-магическое, вкручивающаяся, вверчивающаяся в тебя интонация. Голос-шуруп. Голос, артикулирующий интонацию, делающий интонацию объектом театральной игры. Он играет (читает) своего Кириллова, и манера произносить слова у Курышева оказывается самой верной характеристикой персонажа. Интонация и способ проговаривания есть зерно образа.

Додин делает сцену у Виргинских максимально пародийной, режиссерской насмешкой над тайным обществом. Суетливые суфражистки, горячечные монологи бессмысленных людей, чаи с сушками при свете зеленой лампы. Здесь пробалтывают слова, скорым ритмом, суетливо, гоняя звуки из угла в угол, торопливо как бильярдные шары. Раскастистые, шумливые, задыхающиеся, остервенелые, хриплые диалоги. Слова бегают. Быстро-быстро. Вверх-вниз.

Кириллов - не такой. Этот несчастный русский мальчик, самый сложный и самый необъяснимый характер у Достоевского, вобравший в себя и национальную рассудительность, и правдоискательство, и твердость убеждений, и национальный дурь, и национальное самомучительство. Курышев говорит, и я слышу, как мысль клокочет в его горле. Он произносит текст, рождая его в ту же секунду и неся слово на руках, "в пальцах", как несёт акушерка новорожденного.

У этого Кириллова слова являются из кипящей магмы, он выковывает мысль в кузнице своего ума - как тот сказочный Волк, которому новый голосок выковал кузнец. Он играет рождение мысли. Корявое, грязное рождение стройной патрицианской мысли. Мы наблюдаем выговаривание как размышление. Этот русский мальчик - подлинный. Его жалко как запутавшегося мыслителя. Но и предложить ему нечего - он прав в своем своеволии, и неправ одновременно. И дух захватывает от виртуозного благородства мыслей этого русского Сенеки. И от того, как благородно он заблуждается. Быть красивым в бессмыслице - это то, что делает Сергей Курышев в роли Кириллова.

И финал, конечно, страшный. Самовозбуждение Кириллова, стихийное вскипание его гнева - когда от ненависти к Верховенскому, пожирающему оставленную мертвецом курицу, вырастает, крепится уверенность в своей правоте, - и дальше страшный, дикий, куражливый хохот Курышева: "Я хочу изругать, я хочу изругать..." Этот хохот совершенно неземной, утробный, замогильный.

У Курышева Кириллов и здоров, и нездоров одновременно. Изумительная способность поддерживать амбивалентность роли на всем её протяжении.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments