pavelrudnev (pavelrudnev) wrote,
pavelrudnev
pavelrudnev

Category:

Приходите, пожалуйста

Центр им. Вс. Мейерхольда

представляет

4-ые Ежегодные мейерхольдовские встречи

17 и 18 сентября
Начало в 19.00

При поддержке Венгерского культурного центра

Береговский венгерский национальный театр им. Дьюла Ийеш, Украина
(Закарпатский областной венгерский драматический театр)

ТРИ СЕСТРЫ И ДРУГИЕ
по мотивам пьесы Антона Чехова «Три сестры»

  





Режиссер
Аттила Виднянский

Декорация
Александр Белозуб

Костюмы
Клара В. Чолти

Литературный сотрудник
Андраш Козма
 
Действующие лица и исполнители:
 Прозоров Андрей Сергеевич - Аттила Криштан
 Наталья Ивановна - Нелли Сюч
 Ольга - Андреа Качур
 Маша - Ибоя Орос / Наталия Гал
 Ирина - Магдалина Ваш
 Кулыгин Федор Ильич - Ардраш Качур
 Вершинин Александр Игнатьевич  - Ласло Тот
 Тузенбах Николай Львович - Виктор Ивашкович
 Соленый Василий Васильевич - Жолт Трилл
 Чебутыкин Иван Романович - Йожеф Варга
 Федотик Алексей Петрович - Йожеф Рац
 Родэ Владимир Карлович - Имре Сабо
 Ферапон - Иштван Шётер
 Дуняша - Мелинда Орос
 Музыкант - Ференц Катко
 Актеры - Виктория Тарпаи / Ильдико Бейреш,  Аттила Ференци

Театральный центр им. Вс. Мейерхольда и лично художественный руководитель ЦИМа Валерий Фокин учредили Ежегодные мейерхольдовские встречи. Встречи представляют всемирно известных режиссеров, находящихся на пике творческой жизни и добившихся выдающихся успехов в области экспериментального, поискового театра. Первая встреча прошла в декабре 2006 года, когда в Москву приехал спектакль Кшиштофа Варликовского «Крум» по пьесе Ханоха Левина. Вторая встреча – в сентябре 2007 года, когда режиссер Маттиас Лангхофф привез в Москву «Квартет» по пьесе Хайнера Мюллера. Третьи встречи были посвящены Кристиану Люпе – в ЦИМе показали в 2008 году его спектакль «Заратустра» (Театр Стары, Краков).
В сентябре 2009 года Ежегодные мейерхольдовские встречи посвящены Аттиле Виднянскому, самобытному украино-венгерскому режиссеру. Виднянский создал 15 лет назад (гастроли в Москве будут достойным подношением маленькому юбилею театра) театр в Берегово, крошечном городке Западной Украины, в Закарпатье. Венгерский театр имени Дьюли Ийеш в Берегово родился из цельного венгерского курса Киевского театрального института. Аттила Виднянский смог воспитать, сохранить и провести через непростое время фантастическую труппу, первоклассный ансамбль, играющий на венгерском языке. Театр почти не финансируется украинским правительством, вынужден смиряться с обстоятельствами проживания и работы на задворках цивилизации. Тем не менее, работа театра, живущего в основном гастролями, по достоинству оценена мировым театральным сообществом. Последние пять лет Аттила Виднянский возглавляет также и Театр им. Михая Чоконаи в венгерском городе Дебрецене и является одним из самых крупных венгерских режиссеров драматического и оперного жанра.

Берегово – небольшой город на Украине, в Закарпатской области, в 6 километрах от украино-венгерской границы. Это центр украинских венгров, в Берегово сегодня живут 30 тысяч венгров. В 1989 году было принято решение о наборе специального венгерского курса в Киевском институте театра и кино им. Карпенко-Карого «в целях улучшения театральной ситуации в месте компактного проживания венгерского меньшинства». Студенты (16 артистов), набранные в городе Берегово, согласно договоренности между Украинской ССР и Венгрией, три семестра обучались также и в Будапеште, где в 1993 году выпустили дипломный спектакль. Режиссером спектакля был Аттила Виднянский (студент режиссерского факультета Киевского театрального института). Первой пьесой, сыгранной труппой, стал «Бал в степи» венгерского поэта и драматурга Дьюлы Ийеш (1902-1983). Береговский венгерский национальный театр им. Дьюла Ийеш был официально открыт 2 августа 1993 года, но дебютным спектаклем уже профессионального театра стал «Сон в летнюю ночь» Вильяма Шекспира, сыгранный 5 марта 1994 года. Бессменным лидером береговского театра является Аттила Виднянский. В 2000 году его признают режиссером года на Украине. В 2009 году театр празднует 15-летие своей деятельности. Работы театра: «Сон в летнюю ночь» (спецприз жюри, Херсонесские игры, Севастополь) ,«В ожидании Годо» Беккета (гран-при, Киевский международный фестиваль, премия фестиваля «Золотой лев» во Львове), «Убийство в соборе» Т.С. Элиота (лучшая режиссура, фестиваль «Контакт», Торунь, Польша), «Декамерон» Бокаччо, «Полуночный посетитель», «Счастливый принц» Оскара Уайльда и многие другие. Труппа береговского театра гастролировала в пятнадцати странах Европы, получив за свою деятельность более сорока призов. В 1999 году театр гастролирует в Москве с большой порцией спектаклей, также театр Виднянского участвовал в 2001 году в программе театра «Школа драматического искусства» на Международной театральной олимпиаде.

Аттила Виднянский родился в Берегово 8 марта 1964 года. Окончил университет в Ужгороде, затем два года изучал историю и мировую литературу в Мужиево. В 1992 году окончил режиссерский факультет Киевского института театра и кино им. Карпенко-Карого. В 2004 году становится артистическим директором Венгерской оперы в Будапеште. В 2006 году возглавляет Дебреценский театр им. Михая Чоконаи (Венгрия) в январе 2006 года, в котором работает по сей день, совмещая с руководством береговским театром. Автор 45 спектаклей, поставленных в 17 театрах (в том числе, Киевский русский театр им. Леси Украинки, Национальный театр в Будапеште, театры Словакии и Югославии).

«Вряд ли крошечный городок Берегово на Закарпатье, компактно заселенный украинскими венграми, даже в самых смелых геополитических снах видел себя в качестве перевалочного пункта, из которого начнется процесс экспансии украинского театра на Запад. Театр, в отличие от контрабандных сигарет и дешевой водки, никогда не рассматривался там в качестве предмета экспорта. Но венгерский Национальный театр им. Дьюлы Ийеша стал ярким примером того, что провинция – понятие не географическое, а психологическое, и полностью зависит от масштаба мышления.  Руководителю театра Аттиле Виднянскому всегда был свойственен поистине гуннский размах. Одного взгляда на него достаточно, чтобы понять: границ для него не существует. В начале 90-х этот впечатляющих габаритов рыжий человек приехал в Берегово вместе с целым курсом выпускников венгерского курса Киевского театрального института и начал свой самостоятельный дрейф в сторону Европы. На сегодняшний день Виднянский – один из самых известных восточноевропейских режиссеров. Впрочем, этому космополитическому образу жизни предшествовало почти десять лет почти монашеского театрального послушания. Береговский театр работал в помещении с дырявой крышей, актеры жили коммуной не только из творческих соображений, а потому что им просто некуда было пойти. Долгое время главными зрителями, помимо европейской театральной публики, оставались закарпатские крестьяне. Береговцы играли «Соколиный ужин» Боккаччо под открытым небом и «Смерть в соборе» Элиота в разрушенных церквях. Аттила Виднянский считает этот опыт бесценным.» (журнал «Венгрия»)

«В “Трех сестрах” Виднянского действие перемонтировано: сперва идет напряженный третий акт, затем по порядку: первый, второй и четвертый. Выдвинув третий акт в начало спектакля, Виднянский сгущает краски: пьеса Чехова начинается с радостных, воздушных, вечно прекрасных именин Ирины и только постепенно движется к катастрофе. Модернистский художник так поступить уже не может: мир лучиться счастьем не должен никогда. Поэтому ситуация катастрофического третьего акта — это для Виднянского изначальная диспозиция “Трех сестер”. Пожар третьего акта, вызванный им потоп, отчаяние, запой Чебутыкина, призрак суицида, ночное брожение и тоска — вот изначальная точка для, в сущности, совсем не депрессивного спектакля.
Персонажи пьесы постоянно пребывают на сценической площадке - этот эффект многолюдности, многонаселенности пьесы, явленный на сцене, принципиален — дорого вот это ощущение трагедии на миру, трагедии на глазах у всех, трагедии, которая вывела горожан нá люди ради коллективного сопереживания.
Тосковать по Москве будут исключительно коллективно, на людях. Детский паровозик привозит на веревочке целый состав стаканчиков с подстаканниками. Милая детская шутка и одновременно детское же мечтание о дороге, о долгом путешествии с его особой железнодорожной эстетикой и сладким чувством ожидания встречи с родным городом. Сахар в стаканы кидают как камушки в воду — на удачу, а затем зажигают свечи и начинают на стенку задника наклеивать с помощью воска сахарные кубики. Вскоре мы понимаем, что получается узнаваемый абрис кремлевской стены со звездой посредине. Когда стена построена, герои выстраиваются в многолюдную шеренгу, достают лупы и, подгоняя их друг к другу, устраивают оптический прицел, приближая к себе столь чаемую ими Москву. Этот магический кристалл, в который смотрятся Прозоровы, есть трогательный символ провинциальности как бесконечной надежды, мира, живущего в ожидании чего-то, живущего на чемоданах, мира вечного духовного дефицита. Насладившись видом Москвы, герои “Трех сестер” начинают сладострастно пожирать эту сахарную, такую белую и прекрасную Москву. Очевидно, что к Аттиле Виднянскому идея “сахарного Кремля” пришла много раньше, чем к Владимиру Сорокину.
В финальной сцене Аттила Виднянский заставляет нас понять и ощутить “кожей” жутчайший эффект и смысл дуэли. Режиссер, словно бы реализуя на сцене пословицу “На миру и смерть красна”, выставляет нелепый поединок двух офицеров напоказ – похоже, впервые в истории театра дуэль из внесценической оказывается инсценирована.» (Павел Руднев, газета «Империя драмы»)
 
Спектакль играется на венгерском языке с русскими титрами.

Внимание! После показа спектакля 18 сентября в Центре им. Вс. Мейерхольда состоится творческая встреча с Аттилой Виднянским.
Вход на встречу свободный.

Художественный руководитель центра
ВАЛЕРИЙ ФОКИН

Касса работает ежедневно, кроме понедельника, с 14.00 до 19.00. Телефон 363-10-48.
Справки по телефону 363 10 79, 363 10 43, 363 10 46
www.meyerhold.ru; rudnev@meyerhold.ru
Адрес: м. «Менделеевская», Новослободская, 23

Subscribe

  • Старт Ап

    В блоге для начинающих критиков "Старт Ап" СТД РФ - новая публикация. Анастасия Жукова пишет о спектакле «День отдыха» Валентина Катаева,…

  • (no subject)

    Так уже бывало не один раз, что новый тип литературы позволял режиссеру Марине Брусникиной развернуться в другую сторону и заставлял изменить свои…

  • Лавр и Красный вольфрам

    Рассказываю на канале "Культура" о спектаклях: - “Лавр” по роману Евгения Водолазкина, режиссер Эдуард Бояков, МХАТ им. М. Горького - “Красный…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments