pavelrudnev (pavelrudnev) wrote,
pavelrudnev
pavelrudnev

Categories:

Вновь "Ильхом"

В Ташкенте в очередной раз поразился "Ильхому". Энергия Марка Вайля жива - вот тут, конечно, надо говорить об удивительной способности оставлять энергетическое поле после себя, хранить энергию, консервировать ее. Театр продолжает жить крайне энергично, хотя - ясно - выживает из последних сил. Жизнь в Узбекистане все хуже и хуже, это видно по разговорам, это видно по улицам, это видно по ритуализации жизни, по исчезновению духа свободы, ташкентского космополитизма, о котором говорил Вайль в своем чудеснейшем фильме. Именно это, эта сопротивляемость и выживаемость, правда, дает особый кураж продолжать в том же духе. Разительный контраст с городом - в "Ильхоме" кучкуются люди явно не с улиц Ташкента, здесь особая охраняемая среда, касталия, остров.
Перед спектаклем новая система оповещения о мобильных. Дают звук вибрации, отражающейся в колонках, и просят совсем выключить мобильные, а если не умеете, добавляет суровый голос, обратитесь к администраторам. Мне понравилась эта пошаговая эволюция предспектакльных предупреждений.
Видел премьеру "Гамлета" Овлякули Ходжакули. Серьезный интересный спектакль, скорее европейский, чем восточный. По крайней мере, этнография в виде перкуссии и иерихонских труб быстро наскучивает. При Гамлете (невообразимо хороший Антон Пахомов, артист столичного масштаба) - тенью ходит Горацио, которого изящно, умно играет Ольга Володина. Этакий двойник с холодным рассудком при припадочном герое. Его совесть, его проводник. Оттеняет безумие и напоминает о главном. В центре - ринг из красных кожаных подушек. По краям ринга два одинаковых черных истукана, языческих божков с воинственными лицами - Гамлет в диалоге с матерью будет на них демонстрировать разницу между Гамлетом-отцом и Клавдием. Вернее, отсутствие разницы - это мне как раз очень понравилось. Вообще надо сказать, что нигде я не видел больше столько твердо сформулированной идеи, что в Гамлете-сыне живет не воин света и не карающий меч справедливости, а стареющий юноша, уязвленный оттеснением от власти. В Антоне Пахомове живет пульс современного безумия, он такой урбанистический невротик, задавленный ритмом города. И еще интересная деталь - могильщики вместо костей из могилы выбрасывают старую, свалявшуюсю обувь. Очень страшный образ, на самом деле. Черная, потертая задубевшая кожа. А Йорик оказывается скелетом ребенка, карликом. С которым когда-то Гамлет был вровень, а теперь - как властелин над прахом.
Видел два последних спектаклях Вайля - "Орестею" и "Полеты Машраба". Спектакли сохраняются на удивление в первозданном виде. Очень страшные, тревожные, отчаянные спектакли - такое ощущение, что у Вайля под конец открылась крайняя степень творческой смелости, абсолютное бесстрашие. Кровавая вакханалия в "Орестее", которую и новая драма еще не знает. И мудрый, острый, нелицеприятный "Машраб", полный горькой восточной иронии, отчаяния. Совершенно страшный диалог ведет Марк Вайль с властью - дервиш Машраб при дворе хана-властителя ведет себя даже не как шут, а как бесстрашный разоблачитель. В его непотребном лицедействе - зеркало для власти, дразнящее её, бесящая. Машраб - поэт-бес, он бесит, выбешивает. Монолог властителя в устах Вячеслава Дзю - это дерзкий и бесстрашный плевок в сторону нынешней и любой власти. Такое художнику не прощают. "Полеты Машраба", наверное, самый изысканный спектакль Вайля - с бесконечной сменой правил игры, с объединением масхарабоза и итальянской комедии масок, с игрой в предметы, с изящным кукольным театром, с коллективным актерских мышлением, с свободой для импровизации, с навязчивой, увлекательной телесностью, пластическим рисунком. И этот кисло-сладкий вкус трагикомедии, все знающей и все ведающей про жизнь. И сила духа, торжествующая над нищетой и унынием. И полеты мысли, готовые победить смерть. И восточная жестокость, которой можно противопоставить только свирепую иронию оскопленного дервиша, у которого нет таких связей с миром, которые он не был бы готов порвать. Марк Вайль был гением - вот после "Полётов" именно это хочется сказать, ответственно, аргументированно сказать.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment