Кодекс критика
Петербургский театральный критик Николай Песочинский распространил Кодекс критика, который Международная ассоциация театральных критиков (IATC) желает принять в скором времени как декларацию. Текст сегодня существует в черновом варианте и предлагается IATC к активному обсуждению. Я его перевел и вот выкладываю. Обсуждайте!
Международная ассоциация театральных критиков (IATC)
Кодекс критика
Театр является видом исполнительского искусства, в котором крайне важен фактор взаимодействия. Театральный критик по сути и прежде всего является зрителем, хоть и привилегированным. Как таковой, театральный критик делит с аудиторией и исполнителями то же самое пространство и время, у него те же индивидуальные и общие мотивации пребывания в театре, он проходит тот же кратковременный и длительный опыт во время театрального спектакля. Каждый из нас, театральных обозревателей, хотел бы найти возможность обозначить, определить свойства этого взаимодействия с театром – взамодействия, целью которого является создание пространства для дискуссии о театре, а смыслом – толкование и придание значения театральному представлению. Международная ассоциация театральных критиков (IATC) призывает своих членов во всем мире обсудить и принять кодекс критиков-профессионалов, который – в черновом варианте – опубликован ниже.
- Являясь обозревателями и корреспондентами различных СМИ и/или театроведами, связанными с различными направлениями научной мысли, театральные критики обязаны быть всецело сведущими в области театра, проявлять уважение к художественной и интеллектуальной свободе, писать и высказывать суждения, истинно веруя в то, что при этом наилучшим образом преследуются интересы театрального искусства в его идеале.
- Театральный критик должен внятно осознавать, что его личные воображение, знания и опыт часто ограничены, и поэтому критик должен быть открыт к новым идеям, формам, стилям и практикам.
- Театральный критик должен выражаться правдиво и обоснованно, уважая чувство достоинства художников, о которых он высказывает суждение.
- Театральный критик должен обладать широкими взглядами и стараться разбивать (в случае необходимости) предубеждения, избегать предвзятости в художественном и личном плане, и считать эту задачу неотъемлемой частью своей работы.
- Театральный критик должен считать одной из своих неотъемлемых задач волю к аргументированному суждению о театре.
- Театральный критик должен прилагать все возможные усилия, чтобы посещать театральные представления в наилучшей физической и интеллектуальной форме, и оставаться восприимчивым на протяжении всего спектакля.
- Театральный критик должен стараться объяснить, проанализировать и оценить увиденную им работу, стараясь быть как можно более точным и конкретным, подтверждая свои суждения примерами из спектакля.
- Театральный критик должен приложить все возможные усилия, чтобы избежать внешнего давления и контроля над своим суждением, включая персональную благосклонность и финансовые соблазны.
- Театральный критик должен приложить все усилия, чтобы избежать ситуаций, в которой возможны конфликты интересов. Вплоть до отказа от вынесения оценок тем театральным работам, с которыми он связан лично или рабочими обязательствами, а также пребывая в жюри или экспертном совете той или иной театральной акции.
- Театральный критик не должен делать ничего, что может послужить дурной славой для его профессии или его театральной практики, для его собственной критической позиции и прямоты, а также для искусства театра в целом.