pavelrudnev (pavelrudnev) wrote,
pavelrudnev
pavelrudnev

Categories:

Америка: первые впечатления

Америка сражает наповал. Все благостные ожидания подтверждаются в многократном размере, а все многочисленные стереотипы, которые роятся в нашем обществе в отношении США, без следа развеиваются. Поверьте, это невероятная, фантастическая страна. Страна будущего, место силы. Вижу и фешенебельные кварталы, и негритянские гетто, и первоклассные гостиницы, и грязный метрополитен: все равно ощущение, что счастье - национальный приоритет. Фантастическое чувство счастья разлито в манере общения, в температуре улицы, еще более - чувство свободы и самоуважения, еще больше - чувство variety, пестрого разнообразия. Счастье стало национальным фетишем, ведь за счастьем ехали сюда беженцы, ехали в землю обетованную. Свобода стала фетишем, потому что бежали в основном от диктатур, и в основе американской государственности лежали правильно воспринятые идеи эпохи Французской революции - во Франции они привели к термидору, в Америке они привели спустя много десятилетий к созданию общества нового типа. Смотря на Линкольма и Франклина, на Джефферсона и Вашингтона, ты думаешь о том, что случилось бы с нашей страной, если бы царизм не задавил декабрьское восстание, а пошел бы на сближение с этим идеалистически настроенным дворянством, сузил бы самодержавие. Тогда, в 1820-х решалась судьба России: и самодержавие предпочло усилить власть, сопротивляться новой философии человечества. Основатели США и наши декабристы - один темперамент, одно возбуждение, один символ веры. Сидишь в Вашингтоне на Нейшнл молле на лавочке и смотришь в лица гулящих, бегающих американцев и ты видишь самое главное: их фантастическую свободу, от которой в России совершенно отучился. Видишь этот невероятный вавилон: типичные американцы, евреи, голландцы, скандинавы, англичане, латинос, китайцы, африканцы всех сортов, индейцы, креолы, белокожие африканцы, мулаты. Будущее вселенной - в этой модели свободы. В денационализации. Никакая нация не должна доминировать в обществе - это идея еще Эразма Роттердамского. Национальные общества приводят к катастрофе, тирании и изоляции. Ну и федерализм разумеется, децентрализация. Будущее вселенной - в смешении кровей и культур. В Америке это чувствуешь прямо-таки кожей.
На встречах нам говорили поразительные вещи. Например, лоббист в сфере культуры в Конгрессе США говорил о том, что когда депутаты произносят слово culture, они всегда опасаются, потому что тут же вопрос пойдет о цензуре и национализме. В мультикультурном обществе слово "культура" означает запрет и несвободу. Американцы не говорят о culture, они говорят об arts, об искусствах, о поддержке искусств. В Америке нет проблемы сохранения культуры, потому что культура - это то, что живо, а не то, что нужно всеми силами сохранять (наше министерство на две трети занято вопросами сохранения культуры). Исторические здания принадлежат муниципалитетам, а вопрос сохранения культуры есть вопрос опять же доминирования какой-либо "культуры" в мультикультурном обществе; именно поэтому министерства культуры в правительстве США нет. Культура, область искусств должна контролироваться и поддерживаться обществом, и совершенно не зависеть от государственной регламентации, иначе искусства станут зависимы от идеологии. В вопросе зависимости искусств от идеологии или от денег, американцы выбирают наименьшее из зол - от денег. Получается индустрия культуры - и здесь в самом деле искусство - продукт, очень финансово просчитываемый. Искусства живут за счет частных лиц, общественных фондов и спецагенств по распределению средств. Лица и организации, жертвующие на культуру, освобождаются от части налогов - жертвовать на искусства крайне престижно. Господдержка искусства (федеральная, муниципальная, от штата) - в районе 10 % бюджета, около 40 % - поддержка от спонсоров, около 50 % - приход из кассы. Трудно понять, что лучше: отсутствие в стране чиновников в области культуры или же государственное финансирование, искусство как индустрия или же родовые травмы нашей гос.культуры, свободный рынок исполнителей или система репертуарных театров. С ходу не ответишь.

У нашей группы очень насыщенная жизнь. 3-4 встречи в день, в основном это театры, концертные организации и культурные фонды. Встречи в виде дискуссий, бывает крайне интересно обменяться опытом, вглянуть на новые формы менеджмента и фактической организации театра. Самые интересные встречи - концертная площадка "Вулфтрэп" под Вашингтоном (около 300 акций в год на свежем воздухе - летом на площадке и лужайке, зимой в бывших амбарах), "Арена Стейдж" в Арлингтоне под руководством Молли Смит (редкий театр в США, который имеет резиденции для драматургов, делает фестиваль Эдварда Олби и будет премьера продолжения "Зоопарка", которую старик Олби только что написал) и многозальный комплекс "Кеннеди-центр", где мы увидели чудеснейшую постановку Вашингтонской оперы "Порги и Бесс" - великолепный театр!

Сейчас живем в Чикаго. До этого в Вашингтоне. Вашингтон весь в цветущих магнолиях и сакурах - это невероятно красиво! Белки, которые скачут по Вашингтону, как у нас кошки. Столица Америки прекрасна, архитектура и построение города, географические линии Нейшнл молл, Белый дом - Капитолий, мемориал Джефферсону и Линкольну, Рузвельту и Вашинггону, памятники корейской войне и вьетнамской, система номерных и буквенных улиц, бесплатные музеи Смитсонов, где жемчужины - музей Африки и Востока (поразительная коллекция искусства Ирана и Японии!), уютные домики и особняки элитных районов Маунт Плезант и Джорджтаун. Всё это стало моим любимым, моим драгоценным. Вашингтон я полюбил бесконечно - как город цветения всех цветов. Но более всего меня потрясли два масонских храма Шотландского ритуала - величественные и страшные. Признаться, для меня было откровением, что масонство до сих пор вообще существует, а тут - два колоссальных сооружения с мозаиками и статуями.
По Чикаго пока гулял мало, но совершенно невероятное впечатление оставляют небоскребы - сверху и снизу, метрокольцо вторым этажом на улицах в районе Loop, озеро Мичиган и мозаики Шагала прямо на площади. Сегодня выходной, и целый день я провел на юге Чикаго в трехэтажном музее науки и промышленности. Невероятный опыт!!! Все можно трогать руками, везде опыты, эксперименты, тесты. Зал истории, где восстановлена старинная американская улица. Шахта, в которую можно спускаться и там ездить на вагонетках, смотреть на оборудование. Свиноферма и открытый инкубатор, где прямо при тебе вылупляется цыпленок. Имитация торнадо и грозы, циклона и цунами. Различная промышленная техника и зал, где сражаются роботы. Я провел в этом музее ровно шесть часов, пройдясь по всем трем этажам.

Subscribe

  • Старт Ап

    В блоге для начинающих театральных критиков "Старт Ап" СТД РФ - новая публикация. Азалия Балгазина пишет о спектакле «Жизель Ботаническая» по…

  • Хлестаков - молодая копия

    Весьма любопытная трактовка "Ревизора" у Александра Чепурова. Городничий ошибается в Хлестакове потому, что судит по себе. Он думает, что столичный…

  • Ренессанс Евгения Гришковца

    В журнал "Знамя" написал текст о возвращении Евгения Гришковца в "большой театральный мир". О двух спектаклях: "Между делом" в Театре имени А.С.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 211 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Старт Ап

    В блоге для начинающих театральных критиков "Старт Ап" СТД РФ - новая публикация. Азалия Балгазина пишет о спектакле «Жизель Ботаническая» по…

  • Хлестаков - молодая копия

    Весьма любопытная трактовка "Ревизора" у Александра Чепурова. Городничий ошибается в Хлестакове потому, что судит по себе. Он думает, что столичный…

  • Ренессанс Евгения Гришковца

    В журнал "Знамя" написал текст о возвращении Евгения Гришковца в "большой театральный мир". О двух спектаклях: "Между делом" в Театре имени А.С.…