Билли Бад

А вот история Билли Бада никогда не была воплощена в драматическом театре? Кажется, нет, и это несправедливо. Если бы кто-то сейчас инсценировал. Обратите внимание.

Создатель "Моби Дика", Герман Мелвилл пишет в конце XIX века историю о матросе на британском судне конца XVIII века. В середине XX века Бенджамин Бриттен по этому сюжету сочиняет свою самую известную оперу. И отличный фильм есть 1962 года.

Сюжет великолепный, остродраматичный. Согласуясь с законами военного времени, военный корабль отнимает у торгового судна матроса Билли Бада. И тут важно сопоставление двух миров в ожидании этических перемен после Французской революции, которая случится на следующий год. На торговом судне - братство матросов, уважение, дух корпорации, тут уже знают, что качества труда зависит от условий труда (характерное название у судна - "Права человека"). Что принципиально важно для Мелвилла: торговля - двигатель прогресса, не война. Потому что на военном судьне - абьюз, военщина, садизм, перверсивность, дедовщина. Конфликт с Билли Бадом - человеком новой эпохи - раскалывает общество военного корабля. Матрос заносит новую этику и сам погибает от несправедливости мира, который он уже смог сдвинуть с места. Характерная психологическая реакция - немота, заикание Билли от картин несправедливости, попрания прав человека. Этого парня уже нельзя заставить, он принципиально другой. Его можно только убить.

На изображении может находиться: 1 человек, текст

"Вишневый сад" в Лысьве

Мне не очень понравился спектакль Юрия Печенежского "Вишневый сад" в театре города Лысьва, Пермский край, но одна сцена там была очень сильной, запоминающейся.
Раневская (Наталья Миронова), узнав, что имение ей больше не принадлежит, начинает прибирать усадьбу, инстинктивно-бессознательно расставлять предметы по своим местам, оглаживать мебель, затем начинает усердно мыть полы. То ли извинясь перед домом, то ли готовя его в последний путь как покойника. И затем слепнет. Это было пронзительно.

На изображении может находиться: 1 человек, на сцене, стоит и в помещении

Пушкин 1937 года

Как историческое сочинение отражает эпоху создания. Пьеса Андрея Глобы 1937 года написана к столетию со дня смерти поэта. Поставлена после войны на Всеволода Якута (спектакль-легенду критиковали, тут русского поэта играл еврей). Здесь Пушкин - народный трибун, у него темперамент Маяковского, он равен олимпийцам. Пушкина на тоненьких ножках тут не слышно, не видно. Умирающий Пушкин говорит так же спокойно, ровно и четко, как до дуэли. Василию Жуковскому кажется, что толпа перед домом на Мойке - это второй декабрьский бунт на Сенатской площади. Пушкин защищает русский язык, который считает самым великим на земле, громко высказывается против низкопоклонства перед Западом. Более того, всем ясен западный след в деле убийства поэта, и только Николай I не желает высылать Геккерна, чтобы не ссориться с правительством Голландии. Вопреки Довлатову, "кое-что все меняется в жизни Пушкина" в зависимости от того, какое время в него вглядывается.

На изображении может находиться: 1 человек, сидит

Старт ап

В блоге для начинающих театральных критиков "Старт" СТД РФ новая публикация.

Мария Бекк пишет о спектакле «Говорит Москва» Юлии Поспеловой, реж. Ярослав Рахманин, Русский драматический театр имени М. Лермонтова, Абакан, Хакассия 

http://start-std.ru/ru/blog/219/


Про Торунь

Очередная колонка в журнале "Знамя".

Тут я пишу про фестиваль в польском Торуне.В случае со спектаклями Плателя и Занна вообще говорится об опасных границах театральности.

«The Маруся», хореограф Александр Андрияшкин, театр «Диалог данс», Кострома

«Реквием для Л.», реж. Алан Платель, музыка Фабрицио Кассола, Les Ballets C de la B, Гент, Бельгия

«Ситуация с вытянутой рукой», театр «Hauptaktion», Мюнхен, реж. Оливер Занн

И плюс к этому:
«Превращение» по Францу Кафке, Пермский театр кукол, реж. Александр Борок


http://znamlit.ru/publication.php?id=7497&fbclid=IwAR2zdfLbkT40XlPz-va8peXikZA5xAE5UsOxQMG_Mcw6ZRWThq9_ACwXZlI



 
 
 

Жизнь в театральных креслах #6

Новый выпуск видеоблога "Жизнь в театральных креслах".

В этом ролике два спектакля стали поводом для разговора: "Прощание с Матёрой" по повести Валентина Распутина, реж. Геннадий Шапошников (Иркутский академический драматический театр им. Н.П. Охлопкова) и спектакль Ивана Миневцева "Горка" по пьесе Алексея Житковского (Городской драматический театр, Нижневартовск, Ханты-Мансийский АО).



Старт Ап

В блоге для начинающих театральных критиков "Старт Ап" СТД РФ новая публикация.

Diletant74 поговорил подробно с театральным художником Варварой Иваник. В том числе, о ее работе над костюмами в спектакле Ивана Миневцева "Идиот" в Челябинском молодежном театре.

http://start-std.ru/ru/blog/218/

Красная каска

Очень мне нравится пьеса Керен Климовски «Красная каска». Она показывает сложного ребенка глазами самого ребенка, а не под взором осуждающего или способствующего ему взрослого. Сказка Перро преобразована в современность, где былые страхи и неврозы уже не являются таковыми, а на повестке дня – отчуждение, бытовое насилие, некоммуникабельность, угрозы от социальных институций. Пьеса поддерживает идею о поколении Питера Пэна – психологический термин, означающий страх взросления. Поколение кидалтов, не успевших преодолеть теперь по факту не существующую границу между взрослым и ребенком. Ребенок вырастает в среде инфантилов, и это автоматически делает его самоответственным существом, претендующим и на ответственность за взрослых. Красная каска пожарника – это щит против реальности, желание не столько тушить пожары, сколько укрываться от насилия общества, желание приручить огонь, умилостивить его. Главная героиня внешне – капризный, вздорный ребенок. Пьеса пытается смириться с этим и все же выслушать позицию девочки, чьи реакции обусловлены контрдействиями среды. «Не расти – это очень взрослое решение», потому что только ребенок имеет право этот мир взрослых критиковать. «Каждая ложка манной каши – это ложка притворства, а кусок куриной ноги – сытое довольство собой, а глоток лимонного сока – ядовитая доза ехидства, а ломтик шоколада – приторная фальшь…»

"Джокер"

"Джокер" рассказывает нам о неприятном человечестве. В человеке живут деструктивные инстинкты и злая энергия. Она накапливается годами и рано или поздно выйдет из берегов, если культура не находит возможности постоянно сбрасывать деструкцию. Существуют исследования, доказывающие, например, что таким инструментом являются компьютерные игры-шутеры или порнография, позволяющие реализовывать свои донные желания в виртуальной пространстве, канализировать их из реальности в воображение.

Сюжет "Джокера" - реакция на переизбыток уникального, звездного, сверхяркого в общественном сознании. Массовая телевизионная культура воспроизводит постоянный запрос на сверхординарное, исключительное, выразительное. Наш мир - мир звезд, гонка за популярностью. "Джокер" кричит о том, что в этой гонке забыли о той стороне телевизионного экрана. Где царит чаще всего серость, заурядность, мусорность маленького массового человека, не способного на конкурентную борьбу, но массовой культурой взрастившего в себе бесплодную гипертрофированную амбициозность. Его (массового человека) бросок к уникальности оканчивается спонтанным восстанием донной мути, вряд ли мотивированным и осознанным желанием всеразрушения.

Восстание масс, объединенных насилием как своей единственной идентификацией. Насилие - что реальное в американском фильме, что историческое насилие в истории России, которое оправдывается, не становится национальной травмой, - может, как ни странно, крепко объединять массы. В статьях Марка Липовецкого о современной пьесе часто встречается эта мысль про современность: "Насилие возникает как общедоступное лекарство от психологического паралича".

Трансформация мифа

На изображении может находиться: текст

Приступила к работе лаборатория "Трансформация мифа" в Новокузнецком театре драмы, которую мы назвали партнерской. Драматурги вместе с режиссерами создают историю с нуля на тему преображения мифа в современной реальности, формирования новейшей мифологии.


Алексей Житковский работает с Антоном Маликовым. Древнегреческий миф о Кассандре (эскиз «Идиллия»).
Дана Сидерос работает с Юрием Алесиным. Библейский миф об Иове в современном российском закрытом городе (эскиз «ЗАТО»).
Анастасия Букреева работает с Максимом Соколовым. Миф об апокалипсисе (эскиз «Начало»).

https://nvkteatr.ru/index.php?id=1551