Category: наука

Category was added automatically. Read all entries about "наука".

Иван Павлов

"Мы живем в обществе, где государство - все, а человек - ничто, а такое общество не имеет будущего, несмотря ни на какие Волхвстрой и Днепрогэсы"

(с) Академик Иван Павлов. Речь на вечере к 100-летию И.М. Сеченова. 1929

"Вы напрасно верите в мировую пролетарскую революцию. Я не могу без улыбки смотреть на плакаты, "Да здравствует мировая социалистическая революция, да здравствует мировой Октябрь!" Вы сеете по культурному миру не революцию, а с огромным успехом фашизм /.../ Пощадите же родину и нас!"

(с) Письмо академика Ивана Павлова к Вячеславу Молотову. 21 декабря 1934

Фото Павла Руднева.

"Поле" Павла Пряжко, реж. Дмитрий Волкострелов, Театр Post, фестиваль "Территория"

В теперь забытом спектакле Филиппа Григорьяна "Поле" по пьесе Пряжко ("Школа современной пьесы") действовали футуристические человеко-комбайны, управляющие собой с помощью мобильных устройств. Это была страна механического изобилия, где урожай созревал круглосуточно, и покос не прекращался ни на секунду. Но футуризм Григорьяна был ретрофутуризмом - в костюмах героев и декорации проглядывали то супрематические видения первых лет революции, то ли кинетические фигуры из черно-белых киноутопий.
В "Поле" Дмитрия Волкострелова (спектакль показан на фестивале "Территория") белорусское плодоносное поле стало квантовым. Пьеса то склеивается как динамический хаос фрагментов по системе случайных чисел, то идет ровно и линейно, то выпадает во фрактал. Квантовая теория, идеи которой расползлись по физиологическому очерку Пряжко, помогает понять и оценить состояние современного сознания - с его неопределенностью и дезориентацией. Чем жив человек, какое поле мы косим, в чем принцип удовольствия, что скрывается в будущем, зачем мы живем. Ни на один из вопросов найти положительный ответ стало решительно невозможно. Постколониальная постсоветская цивилизации застыла в точке бифуркации - где всё смутно и не ясно, что дальше, за следующим шагом, за границей поля: хаос или система.
Игорь молчаливо и бесстрастно чинит модные сапоги, вряд ли пригодные в сельской местности, выполняя элементарные повседневные действия. Владелица сапогов Алина смотрит на эти действия также безучастно, без сочувствия и без эмоции. Нечего сказать, нечего оценить, нет и инструмента оценки. Из всех способов контакта со вселенной нам осталось только наблюдение.
"Марина стоит, не зная глобально, что ей делать дальше", - в этой точно уловленной ремарке Павла Пряжко я узнаю современного героя. Да попросту говоря, узнаю и себя самого буквально в каждой точке своей нынешней жизни.
"Марина стоит, не зная глобально, что ей делать дальше".

Названия докладов


 
Беспалова Татьяна Викторовна – ведущий научный сотрудник Института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва. Доклад: «Специфика восприятия искусства в русском измерении»

Кузина Наталья Владимировна – зав. аспирантурой Института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва, кандидат филологических наук. Доклад: «Границы искусства и творческое самовыражение при деформациях личности и психических патологиях (как продуктивный симптом и прием психотерапии)»

Скоробогачева Екатерина Александровна – доцент кафедры всеобщей истории искусств Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, кандидат искусствоведения. Доклад: «Антагонизм образно-идейного содержания национального реалистического искусства и художественных течений конца ХХ - начала ХХI в.»

Владимир Васильевич Миронов - декан философского факультета, член-корреспондент РАН, профессор. Доклад: «Метаморфозы культуры или современный театр имитаций».

Памяти Татьяны Шах-Азизовой

Татьяну Константиновну Шах-Азизову за глаза звали "шахиня". Во-первых, в самом деле - за глаза, восточные, открытые, живые, с искринкой, радующиеся любому проявлению театральной жизни. Во-вторых, за то, что принадлежала она к роду Шах-Азизовых (ни разу не слышал, кстати, чтобы она хвалилась своим родом), ее отцом был легендарный директор ЦДТ в славный период, когда в этом театре работали Кнебель, Эфрос и Розов - театр, который родил новую, послевоенную эстетику еще до Таганки и "Современника". Но "шахиней", то есть самопровозглашенной королевой театрального пространства, она никогда не была. И в этом была ее сила. Не рвалась поучать, не рвалась руководить, не входила в кланы, единственной ее властью была власть слова. Любила новое и старое, пыталась найти связь между старым и новым. Никогда не проклинала "наглую молодежь", даже если видела ее нигилистическое, ниспровергательское настроение. Мыслитель, пожизненно преданный Чехову, - и как критик, и как театровед, имела как поэтические статьи о современных чеховских постановках, так и научные книги о Чехове и эпохе модерн. Ни разу не слышал дурного слова в сторону коллег, хотя существовала она в достаточно болезненной среде. Восточная природа жила в ее бархатном голосе, лукавых томных теплых взглядах, которыми одаривала собеседника. Когда говорила, забавно дрожал подбородок - искала точные слова, крепкие формулировки, сомневаясь в себе и побеждая себя. И еще пыталась всмотреться в тебя по завершении мысли: понял, нет?! Широкие очки усиливали это всматривание. Благородно жила, благородно старела, иссушиваясь, сжимаясь внутрь себя. В ней, казалось, всегда жила маленькая, глазастая, хорошо воспитанная девочка, с отлично уложенной, скромной прической и идеально поставленной осанкой.

Фото Михаила Гутермана. 2007


Прощание с Татьяной Константиновной Шах-Азизовой 30 января, пятница, с 11.00 до 13.00 в Доме Актера.

Театральная критика в провинции

В конце весны в Кемеровском университете была защищена очень интересная кандидатская диссертация Алексея Бураченко , которая посвящена бытованию театральной критики в провинции вообще и на Кузбассе в частности. Тема самая серьезная.
Был на этой работе официальным оппонентом. Даю выдержки из отзыва, чтобы дать представление о научной работе Алексея:

Отзыв на диссертацию на соискание ученой степени кандидата культурологии "Театральная критика в провинции: структура и функции", выполненную Алексеем Ивановичем Бураченко в Кемеровском университете культуры и искусства

Collapse )

Тольяттинский феномен

В Санкт-Петербурге защитила кандидатскую диссертацию Мария Сизова под научным руководством Наталии Скороход. Диссертация довольно важная - «Феномен тольяттинской драматургии (В. Леванов, В. и М. Дурненковы, Ю. Клавдиев)».

Поздравляю Машу и даю отрывок из моего отзыва на диссертацию:

 Collapse )

Золотая Маска. Итоги сезона 2011/2012

Особенно меня радует это:

Драма/большая форма
• БЕЗ НАЗВАНИЯ, Театр им. Ф. Волкова, Ярославль

Драма/Малая форма
• АНТИТЕЛА, Театр «Балтийский Дом», Санкт-Петербург
 
Драма/Режиссер
• Марат ГАЦАЛОВ, «Август: Графство Осейдж», Театр «Глобус», Новосибирск
Драма/Женская роль
• Роза ХАЙРУЛЛИНА, Король Лир, «Лир», Театр «Приют Комедианта», Санкт-Петербург
Драма/Мужская роль
• Виталий КИЩЕНКО, Платонов – «Без названия», Театр им. Ф. Волкова, Ярославль
 
Спецпризы жюри
• АНТИТЕЛА, Театр «Балтийский Дом», Санкт-Петербург
• Дмитрий ВОЛКОСТРЕЛОВ, Ксения ПЕРЕТРУХИНА, творческий дуэт

Довольно подробный с фото отчет о заседании в ГИИ

Оригинал взят у cleofide в Защищая последние рубежи
Сегодня в Государственном институте искусствознания состоялось расширенное заседание учёного совета, на которое были приглашены все сотрудники, представители дружественных учреждений и пресса.




Collapse )